saarem (saarem) wrote,
saarem
saarem

Category:

Из Петербурга в Новгород по воде

проплыли по историческому маршруту из Петербурга в Новгород. Он и в ганзейскую маршрутную сеть входил, и в путь из варяг в греки, и в вышневолоцкую водную систему - но я его назвал просто маршрутом четырёх крепостей:
петропавловской
DSC04760
шлиссельбургской
DSC04790
староладожской
DSC04972
новгородской
DSC05063

Технически, по пути были ещё две крепости - Ниеншанц и Любшанская, но на них ни смотреть, ни фотографировать нечего.

Планируя поездку, я немного просчитался - померив примерно по карте линейкой, прикинул маршрут километров в 300, отведя на него дня 3-4. Но 300 км закончились где-то в Новой Ладоге, а весь маршрут растянулся до 500 км от причала до причала и 5-6 дней пути.

Screenshot_2019-07-29-20-31-20

зная заранее, что будет 500 км, я, может быть, и не решился бы, до этого наш обычный километраж выходного дня был порядка 150 км. но эти километры благодаря многочисленным сходам на берег и разнообразной программе прошли довольно легко.
в первый день мы плыли по Неве. Нева для туризма очень скучная река, берега сплошь застроены неживописным жильём, природы практически нет, обособленных безлюдных мест для стоянки тоже нет, поэтому встали с краешку небольшой пляжной зоны. К тому же течение на Неве довольно сильное для нашего мотора, удельный расход на километр пути почти в два раза выше был, чем дальше по маршруту. Вообще думаю, по рекам интересно плыть только в одну сторону, в этом проблема лодочного похода - плыть обратно уже скучновато по знакомым местам, и к тому же по Неве мы уже плавали в Орешек. Но идея поездки заключалась именно от причала до причала, так что пожертвовали днём. Да и к машине возвращаться проще в СПб, чем в промежуточный Шлиссельбург.
По пути, проплывая остров Главрыбы, шли вдоль берега, высматривая место под ночёвку. И к нам наперерез подходит лодка с мощным мотором, в ней 4-5 мужиков сидят, всё без опознавательных знаков. прижимаются к нам, суют какое-то удостоверение рыбнадзора на имя типа Петров Иван Иваныч, показывают непонятную бляху и говорят, что мы в рыбоохранной зоне, и чтобы пиздовали домой. мы так перепугались, мало ли чего они, нам спать скоро на берег сходить, но бочком-бочком, по противоположному берегу проплыли дальше. так и не поняли, то ли они охраняли обширную дачу на том берегу, выходящую заборами к воде, то ли и вправду охраняли рыбозаводную область, вроде как на том острове мальков выращивают и выпускают в реку.
Помятуя, что от долгого непрерывного сидения в лодке портится настроение, я старался почаще сходить на берег что-то посмотреть. На Неве мы осмотрели единственный памятник ВОВ, который мне захотелось в своей жизни осмотреть - это "Призрачная деревня", памятник сожжённым деревням, очень красивый и волнующий.
DSC04783
ночью вдоль опор снизу вверх сделана красная подсветка, жаль, мы не смогли её увидеть.
На второй день добрались до шлиссельбурга, где заправились на плавучей заправке, прогулялись по городку и перекусили. Я ожидал от Шлиссельбурга большего, а там смотреть-то и нечего вообще (я про город, в крепость мы плавали отдельной поездкой в прошлом году). Зато очень понравился комплекс за пос. Морозова, где есть опрятный современный яхтклуб, заправка, цивильный плавучий ресторан - прямо островок дорогого досуга на природе.
Передохнув, двинулись в Новоладожский канал, он обещал быть 120 км. Это грандиозное сооружение, столько грунта изъять - воображения не хватает. В некоторых местах он подходит близко либо к озеру, либо к параллельному староладожскому каналу, перемычка бывала всего метров 50. Сам канал очень уютный и довольно оживлённый, постоянно попадались рыбачки и множество опрятных стоянок по берегам.
DSC04798

В эту поездку мы кстати решили не брать шашлыков, на легке решили выехать. Костры жгли для удовольствия. С прошлого лета в рундуке скопилось изрядно дров, и сейчас мы палили их не считая, чтобы всё время было пламя.
Переночевав в одной из проток, соединяющей канал с озером, с видом на закат, доплыли на следующий день до Новой Ладоги. Тут мы посмотрели створные маяки, про которые прочитал тут , заправились на плавучей заправке, прошлись по городу и перекусили в знакомой кофишке. Ночевать отплыли неподалёку, практически напротив Старой Ладоги, на стоянке у водопада. На подходе к ней наказал Дашке прочитать рассказ Рериха "Из варяг в греки", чтобы настроиться на нужную волну.
Следующий день провели почти целиком в Старой Ладоге, прошлись опять по монастырям, по церквушкам, заодно посмотрели церковь на противоположном берегу, про которую я не знал, прочитал тут. Погода была отличная, спешить не хотелось. Приготовив кофейку с видом на крепость, выдвинулись в сторону шлюза на волховской ГЭС, и приплыли туда часам к 5. Оказалось, что этот шлюз, за малочисленностью судоходства, работает только до 16 часов, и все уже разошлись. Более того, рабочие на плавучей платформе предостерегли нас приехать к 8 утра, поскольку с 8-30 они планировались занять шлюз своими ремонтными работами. Несколько подрастроившись, что потеряем остаток дня, сплавали обратно в Старую Ладогу, а на ночь вернулись к шлюзу.
Это была одна из самых жутких наших ночёвок: издалека с воды было видно много мест для стоянок, а близи оказалось, что все галечные пляжики засраны по горло, хотя мы и делаем микро-уборку на месте стоянки, собрать такое огромное количество битого стекла, всякого полиэтиленового мусора - просто нереально, всё загажено рыбаками, которых перед плотиной очень много.
Кое как причалили к голому берегу и расположились было на ночёвку.
DSC04977

Сверху светил прожектор ЖД моста, по которому каждые 10-15 минут с металлическим грохотом проходил состав, его предварительно объявляли в динамике где-то на ближайшем пункте, мимо нас в темноте сновали туда-сюда рыбаки с удочками, а один даже на машине проехал, место лысое, неуютное. Побоявшись быть раздавленными ночью каким-нибудь пьяным рыбаком на ниве, Даша догадалась запихать палатку прямо в лодку (просто под тентом спать не очень уютно, видно всё со стороны и в щёлки пролазят комары, вдобавок тут были какие-то противные мошки, которые лазали по всем поверхностям, мерзость, фу)). Перекантовавшись с горем пополам остаток ночи, к 8 утра подошли к шлюзу. Там нас ждал сюрприз, что незарегистрированные суда (а я всё не могу дожать регистрацию до конца) не пропускают, а без рации (у нас не было) и подавно. Единственный вариант - что другое судно проведёт нас на буксире вместе с собой. Для понимания, за неделю тут прошло всего две яхты. К счастью, у шлюза стояла рабочая платформа и буксир для неё. Поговорив с капитаном, договорились, что через два часа они проведут нас через шлюз. Платой были положены пузырёк водки (купили накануне по настойчивым просьбам рабочих с платформы), тыща и ещё полстакана нашего шикарного свежемолотого кофе.
DSC05000
(в истаграме есть видео прохождения шлюза.)
Наши благодетели, спасибо им! спасли наше путешествие.
DSC05019

Миновав шлюз, я сбегал на ближайшую к берегу автозаправку, чтобы до максимума наполнить имеющиеся запасные канистры, которых по прикидке хватало аккурат до Новгорода (забегая вперёд скажу, что в конце осталось всего 10л, некомфортно мало), потому что дальше по пути все заправки были далеко от берега.
Река волхов - особенно в нижнем течении, очень уютная река. жилья вдоль берегов немного, а то что есть - открытое к воде, без уродливых заборов, очень много длинных лесных участков с многими тихими уютными стоянками, куда попасть можно только с воды. Если в псковской поездке мы встречали много журавлей, то здесь - край цапель, постоянно их видели вдоль берега. Рукотворных достопримечательностей не было, разве что навстречу проплыло какое-то судно-реконструкция.
DSC05023
К ужину неожиданно доплыли до цивильной базы отдыха прямо рядом с рекой и причалом, Волхов Мост. Он попался нам очень кстати, только мы устроились кушать наш купеческий ужин, как полил буквально ливень, который к концу еды и закончился, это был единственный дождь за всю дорогу. К вечеру небо опять расчистилось, и мы встали на стоянку с видом на закат. Купаться, кстати, совершенно не тянуло несмотря на хорошую погоду - помятую о дроблёном говне, которое мы встречали на подходе к Старой Руссе, я не мог отделаться от мысли, что сток канализации Новгорода и прилежащих к Ильменю городков по объёму равен, наверное, всему Волхову, и тут не Финляндия, так что брезгливо.
На следующий день, к обеду, дошли и до Новгорода. Задолго до центра города по берегам то тут, то там видны многочисленные монастыри и церквушки, не входящие за удалённостью в экскурсионные маршруты, мы счёт им потеряли и не стали уже приставать к берегу, чтобы заходить в каждую из них, нетерпелось выйти, наконец, в город. Договорившись о стоянке на несколько дней в одной из лодочных станций, с огромным удовольствием пошли в нашу любимую кофишку, где кинулись выкладывать трек поездки в истаграмчик)) а потом, на ноющих почему-то ногах, пошли в нашу любимую с прошлой поездки (по пути в Адыгею) тортовую, где поели тортиков. Послевкусие от поездки длится недолго, тут важен как в бане резкий контраст, первые часы перемены - самый кайф, когда после 5 дней пути оказываешься, наконец, в туристическом оживлённом городе. Помню такое же удовольствие было в велопоездке в Тарту или в поездке по Казахстану, когда после нескольких дней в степи даже по областному городу в удовольствие просто прохаживаться. Приехать домой в СПб и пойти на ближайших выходных в кофишку - тоже удовольствие, но уже не такое сильное.
...
Как после титров фильма иногда показывают финальную сценку, так и у нас на на этом путешествие не закончилось. Была такая прекрасная погода, что нам было в огромный кайф просто прохаживаться по набережной туда-сюда, перекусывая то тут, то там. Последний поезд в СПб уходил в 18-30, но нам не хотелось ломать весь кайф, скомканно кушать и бежать на вокзал. Я подумал, что уедем как-нибудь на автобусе или на поздней электричке. Изучив же расписание, удивился, что в 18-30 и была самая поздняя электричка, на вечерние автобусы Новгород-Авто все билеты раскуплены, и остался только бла-бла-кар. Никогда им не пользовался, будет первый опыт. Зная по пикабу, что на этом говносайте засилье маршрутчиков, я был уже готов к этому. Зарегал 2 места в микроавтобусе на 10 вечера, перекусили ещё раз и пришли в назначенное место. стоим-стоим, никого нет, телефон не отвечает. Другая поездка от похожего липового аккаунта тоже оказалась холостой, телефон молчит. Выругавшись на этот дебильный сайт (несмотря на то, что отправил сразу жалобы на оба аккаунта, на следующий день мне пришло в почту предложение оценить поездку, пидарасы), наскоро нашли дешёвый ночлег. Привыкнув уже за последние несколько дней вставать рано, не сильно обломались подъёмом в 5 утра на первую ласточку.
Изначально я думал оставить лодку на недельку-другую, и, отдохвнув от воды, вернуться за ней, заодно поплавав по Ильменю на выходных. Но стоянка оказалось несколько дороже, чем я ожидал (встали в самом центре города, чтобы пешком за вещами далеко не переться), поэтому уже на ближайшие выходные рванули обратно в Новгород на машине. Погода была тоже супер, одни из самых жарких дней сезона. Но мы так что-то устали от лодки, что не сподобились даже до Ильменя дойти, просто на пляже чуток повалялись, да в музей сходили.  Ещё в этом посте узнал про отличное место в Новгороде, про бар при алкозаводе, где делают многочисленные настойки и немного старорусской еды. Это место сделало нам поездку, очень круто! прикупили для зимних киносеансов парочку пузырьков!
DSC05071
Вот и всё, кто прочитал - молодец!))
Tags: лодочка, поездочка
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments